Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Главная | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 02:15

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 9" г. Коркино

Меню сайта
Поиск
Наш опрос
Считаете ли Вы, что сотрудники образовательной организации вежливы и доброжелательны?

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 34
Статистика

Адаптация первоклассника к школе

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Вот признаки успешной адаптации:

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

А что представляет собой школьная дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую мы проводим каждый год в конце октября или начале ноября.

Советы учителю и родителю на адаптационный период.

  • Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
  • Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
  • Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
  • Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
  • Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
  • Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
  • Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
  • Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.

ПЯТИКЛАССНИК

Если четвероклассникам в конце учебного года задать вопрос "Как ты представляешь себе твою жизнь в пятом классе?", ответы будут, конечно, разные. При внимательном рассмотрении их можно поделить на три группы:

Некоторые ребята пока еще не задумываются над тем, какие события и как влияют на их жизнь, и потому не понимают сути вопроса: какая разница — четвертый класс или пятый, как сейчас живу — так и дальше жить буду.

Другие школьники серьезно озабочены предстоящим изменением школьной ситуации, их представления о будущем, например, такие:

  • я думаю, у нас будет много уроков и море домашних заданий. Уроки будут отнимать все свободное время!
  • мы будем учиться на другом этаже. Я боюсь, что старшеклассники будут нас обижать.
  • я не хочу расставаться с нашей учительницей. В пятом классе учителя будут другие, злые, наверное. Будут очень много с нас требовать.
  • у нас будет много разных кабинетов — математики, русского языка. Иногда можешь забыть, где какой кабинет, и потеряешься, а тебя будут за это ругать.

Третья группа ответов содержит довольно реалистичные представления четвероклассников об особенностях жизни в средней школе. Но таких ответов обычно немного.

Возникает вопрос: неужели, в самом деле, переход ребенка из начальной школы в среднюю представляет собой проблему? Давайте разберемся вместе. 

Освоить новое пространство

Пятикласснику необходимо привыкнуть к новой школьной обстановке, перейдя от уюта и защищенности своей родной классной комнаты к необходимости постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. При этом на каком-то из кабинетов может, к сожалению, не оказаться нужной таблички, а этажи в школе иногда ничем не отличаются друг от друга. Тетрадь с домашним заданием по математике, в спешке забытая в кабинете истории, легко может стать причиной двойки. Очередь в буфете, куда теперь нужно бежать с четвертого этажа, а потом так же стремительно возвращаться обратно, настроения пятикласснику не улучшит.

Установить новые отношения

С самого первого дня в школе ребенок привыкал к одной учительнице - ее голосу, особенностям интонации, темпераменту, учебным требованиям. Безусловно, были в его жизни и другие педагоги, но основной учитель в начальной школе все-таки один (вернее, одна).

В пятом классе на каждом следующем уроке приходится иметь дело с новым взрослым, а значит, с каждым из них нужно выстраивать новую систему отношений. Часто ребята не могут назвать даже имена-отчества большинства учителей, работающих в их классе, и, тем более, не представляют себе требований каждого учителя и критерии оценок. Поэтому на вопрос возмущенного родителя "За что же все-таки двойка?" совершенно искренне отвечают: "Не знаю!".

С подросшими сверстниками отношения, мягко говоря, тоже складываются неоднозначно. Даже если ты в этом классе проучился все предыдущие четыре года. Возможно, появятся новые ученики или просто начнется новый виток борьбы за лидерство. Тогда придется заново искать свою "нишу" в структуре класса, занимать ее и никому не отдавать!

Проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения

Пятиклассники, в отличие от учеников начальной школы, — это уже младшие подростки. Соответственно, в поведении ребят ярко проявляется такая особенность младшего подросткового возраста, как желание быть самостоятельным и, в то же время, не нести никакой ответственности за свои поступки. Суждения взрослых резко теряют авторитет, на первый план выходит общение с ровесниками. Очень важно, чтобы к началу обучения в пятом классе ваш ребенок обладал хотя бы небольшим опытом принятия самостоятельных решений, умел и хотел сотрудничать с другими людьми - сверстниками и взрослыми.

Сколько времени длится адаптация к 5-му классу?

В среднем, 1-2 месяца. К началу осенних каникул подросток уже должен войти в нормальный рабочий режим.

Это значит: он хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром, активен и жизнерадостен в течение дня, засыпает в разумное время. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на различные увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела.

Он делится с вами своими переживаниями, и вам известно, какие учебные предметы нравятся вашему ребенку, а какие вызывают трудности и неприятности. Вы были на родительском собрании, общались с классным руководителем, знаете, как с ним связаться в случае необходимости. Еще вы знаете, как складываются отношения между ним и ребенком.

Еще очень важно: вы знаете, есть ли у ребенка друзья (подруги), знаете, как их зовут, и они бывают у вас дома.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой школьной ситуации, если вы чувствуете, что не все в школе идет гладко?

Важна общая эмоциональная атмосфера адаптационного периода: ваше спокойствие, уверенность, дружелюбность, готовность помочь.

Пристального внимания к психологическому состоянию ребенка требует ситуация смены школы в связи с переездом семьи на новое место жительства. В этот период меняется круг друзей и знакомых, рвутся старые связи и отношения, родители заняты поиском работы и добыванием денег для семьи, а от ребенка требуется хорошая учеба и правильное поведение. Справиться с такой ситуацией самостоятельно — непосильная задача для подростка. Нужен умный, тактичный, понимающий, терпеливый, опытный старший друг. И лучше всего, если таким другом будут мама или папа.

Кстати: ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что ваша любовь к нему постоянна и не зависит от его школьных успехов или неудач.
Атлас профессий

Copyright MyCorp © 2017