Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы школы, перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в режиме школьного эксперимента?». Инновационный поиск новых средств привел нас к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.
В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле.
Позволяет совместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению ребят.
Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?)
Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, обилие информации не приводит к системности знаний;
2. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
3. Ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни.
Проект – это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов это «способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает учебный и жизненный опыт.
Что требуется от учителя?
· Умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
· владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
· Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
· Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;
· Владение компьютерной грамотностью;
· Умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
· Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);
· Владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатка информации на принтере;
· Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:
- Видеофильм;
- Альбом;
- Бортжурнал «путешествий»;
- Компьютерная газета;
- Альманах;
- Доклад;
- Рекламный проспект;
- Набор открыток;
- Планшет;
- Плакат;
- Инструкция и т.д.
Этапы выполнения проекта
1. Начинание (определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп)
2. Планирование – анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей, планы.
3. Принятие решений – «мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта.
4. Работа по выполнению проекта
5. Проверка и оценка результатов – анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач.
6. Защита проекта – коллективный анализ деятельности.
Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. (Интегрированный урок – пример ИЗО и литература. Разбирали тему в 5 классе «смешное в литературных произведениях и в произведениях художников», учителя подводили детей к пониманию того, какими художественными средствами писатели и художники смогли выразить своё отношение к иронии, к смеху. Итогом урока является задание для детей – написать свой рассказ и нарисовать к нему иллюстрацию – вот проект).
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Учащиеся приучаются к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу.
n Каждый проект – это творчество, это личностное знание. Он расскажет о своем создателе гораздо информированнее, чем безликая оценка.
В начальной школе 1-4 классы проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе 5-9 классы проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования 10-11 класс является их исследовательский, прикладной характер. |